Меню Рубрики

Роялти – основные понятия, особенности, размер выплат

Роялти

Роялти – термин иностранного происхождения, для многих незнаком, поскольку появился сравнительно недавно в обиходе у наших бизнесменов, предпринимателей. Означает вознаграждение за определенную услугу. Дословный перевод royal — «королевский, государственный». Термин появился еще в прошлом столетии, в наши дни широко применяется в бизнесе.

Значение термина

Роялти означает систематическую выплату денег в качестве вознаграждения за использование известной торговой марки, патента, франшизы, бренда и т.д. Размер денежной платы указывается в процентах, исчисляется из дохода, прибыли. Отношения между двумя сторонами закрепляются правильно оформленным юридическим документом. Термин привязан к иному иностранному термину – франшизе. Поскольку франчайзинг в нашей стране только начинает набирать повороты, много вопросов возникает у франчайзи и франчайзеров относительно паушального (первоначального) взноса и будущих систематических выплат за использование раскрученного бренда (роялти).

Когда выплачивают

Термин используется в различных сферах бизнеса, платежи начисляются в первый месяц использования предмета договора после подписания документа сторонами.

  • Роялти на природные ресурсы

Природная рента – право на разработку и эксплуатацию определенных природных ресурсов.

  • Роялти во франчайзинге

Сумма выплаты составляет 0,5-10%, от валового дохода франчайзи. Средний показатель 5%. На размер отчислений влияют различные факторы: известность торговой марки или бренда, размер предполагаемого дохода, расходы на персонал, франшизу.

  • Роялти и авторское право

Выплата денежных средств владельцу авторских прав после каждого использования его товара в коммерческих целях – песни, фильмы, стихи, персонажи.

Разновидности

Существуют три типа роялти:

  • Процентная ставка от оборота предприятия. Наиболее распространенный вид. Платится систематически, после истечения определенного периода времени. Когда следует внести платеж, указывается в договоре. Размер обычно устанавливается на уровне 0,5 – 15%.
  • Процент с прибыли (маржи). Касается оптовых и розничных продаж с жестким, четким регулированием ценовой политики. Встречается в магазинах с разноуровневой наценкой на товары. Считается самым успешным.
  • Фиксированный платеж. Регулярная выплата проводится ежемесячно. Размер фиксируется в договоре. Зависит от объема предоставляемых услуг для франчайзи и успешности бизнеса. Способ хорош в случаях, если невозможно заранее предвидеть успешность развития предприятия, размер прибыли.

В авторском праве существует несколько форм:

  • текущие платежи – процент от всей выручки, без изменений, не зависимо от количества проданных экземпляров;
  • дегресивное роялти – процент уменьшается при возрастании количества выпускаемой продукции или дохода в целом;
  • прогрессивное роялти – вместе с ростом продаж, увеличивается и процент роялти;
  • роялти, основанные на прибыли.

Франчайзер сам выбирает тип роялти, но в процессе длительных переговоров с франчайзи мнение может измениться, порядок будущих выплат пересматривается.

Роялти и паушальный взнос во франчайзинге

Новый для нашей территории вил бизнеса предусматривается единоразовую выплату и регулярные платежи. Роялти устанавливается при выплате пошлины, аренде, использовании чужого бренда, торговой марки, собственности. Простыми словами, — денежный эквивалент, который предприниматель, бизнесмен платит партнеру за использование его собственности.

Кроме этого, во франчайзинге существует паушальный взнос – единоразовая оплата. Представляет собой взнос, который дает право стать партнером, подтверждает серьезность намерений. Чем привлекательнее проект, тем выше паушальный платеж. Для правильного расчета взноса, нужно учитывать все расходы по регистрации и внедрению на рынок определенной франшизной компании. Включают в себя расходы на учебу для сотрудников, арендную плату помещения, исследования конкурентов в определенной отросли бизнеса, действия по продвижению компании к успеху.

Сумма роялти и первого взноса отмечаются в документе. По сути, они считаются платой за пользование интеллектуальной частью бизнеса. Паушальный взнос устанавливает франчайзер, а роялти зависит от результативности бизнеса нового компаньона. Чем успешнее будет дочерняя компания, тем выше платеж.

Отличие от гонорара

Сумма гонорара является единократной выплатой, которая указывается в контракте. Размер роялти меняется в зависимости от различных условий, платится регулярно. Основное отличие заключается в том, что гонорар выплачивается 1 раз, роялти – все время пользования предметом договора.

Примеры роялти, особенности их расчета

Существуют стандартные ставки роялти, которые условно обозначают буквой Р, за рубежом R. Базовыми для расчета могут быть: валовой, чистый доход, цена продукта, сырья. В таблице приведены примеры принятых размеров роялти в некоторых отраслях промышленности.

Роялти

Если отсутствует патент – ставка автоматически снижается на 10 — 30 %. Для ноу-хау показатель снижается на 20 — 60% по ряду причин.

Преимущества и недостатки

Плюсы для владельца франшизы:

  • Хозяин может прорекламировать свой бренд, торговую марку, донести широким массам свои ценности, расширить бизнес.
  • Правообладатель получает дополнительный доход (паушальный взнос и постоянные роялти) на развитие своего бизнеса, укрепление бренда.
  • Франчайзи, покупая франшизу, становится совладельцем, поэтому заинтересован в успехе компании.
  • Дополнительные деньги используются на создание отличного рекламного фонда, привлечение специалистов.
  • Повышается объем продаж, расширяется доля рынка, повышается конкурентоспособность.

Владельцы дорогостоящей франшизы тщательно подбирают компаньонов, помогают запустить проект, консультируют в дальнейшем, иногда строят общую стратегию продвижения бизнеса.

Плюсы для пользователя франшизой:

  • Запуск готового проекта позволяет избежать многих трудностей, с которыми сталкиваются начинающие бизнесмены.
  • Поддержка со стороны франчайзера, обучение, консультирование, привлечение клиентов.
  • Известность бренда, не требуется рекламировать продукцию с целью привлечения покупателей. О ней уже все знают, охотно покупают.
  • Высокая конкурентоспособность.
  • Разрешается пользоваться всеми привилегиями известной торговой марки или бренда.
  • Паушальный взнос и роялти позволяют получить новичку в бизнесе весь пакет документов, необходимый для ведения собственного бизнеса.
  • Минимизация рисков.

При успешном выборе франшизы проект окупается за пару лет или месяцев. Платить роялти не затруднительно, поскольку дела идут хорошо.

Минусы для владельца франшизы:

  • Если партнеры ведут себя не корректно, выполняют работу не добросовестно, это наносит вред торговой марке, бренду владельца, портит репутацию.
  • Нельзя полностью проконтролировать, влиять на работу нового бизнес-партнера.
  • Тяжело сохранить наработки и коммерческие тайны.
  • Из-за несовершенства закона в сфере франчайзинга в нашей стране возможны махинации со стороны опытных франчайзи.

Минусы для пользователя франшизой:

  • Зависимость от владельца в основной направленности, стратегии бизнеса.
  • Соперничество между франчайзи в одной франшизной системе.
  • Нет возможности выйти из дела раньше, чем указано в документе.
  • Возникают сложности в дальнейшем развитии дела.

Если после подписания договора, уплаты денежных средств франчайзер теряет связь с новым партнером, отказывается консультировать, помогать, дела у него могут идти не самым лучшим образом. Начинающий бизнесмен не в состоянии платить роялти, из-за чего возникают трудности у обеих сторон договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector