Меню Рубрики

Коммерческая концессия – основные понятия и юридические аспекты

Коммерческая концессия

Коммерческая концессия предусматривает передачу во временное пользование комплекса интеллектуальной собственности за определенную плату. Партнерские отношения заключаются между юридическими, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Предметом договора выступает бренд, торговая марка, технология производства, коммерческая тайна. Договор коммерческой концессии имеет сходства с франчайзингом, дистрибьюцией, лицензией.

Формы коммерческой концессии

Договор заключается исключительно в письменной форме, устные соглашения не имеют юридической силы. Документ должен быть обязательно зарегистрирован уполномоченными государственными органами. В случае заключения партнерских соглашений с иностранными субъектами предпринимательства, договор должен быть адаптирован к российскому законодательству. Регистрируется обязательно в нашей стране.

Существует несколько форм концессий – государственная, коммерческая. В первом случае правообладателем является государство. Предоставляет право реализации определенного проекта компаниям, организациям. Договор заключается на строительство аэропорта, линий метро, гидроэлектростанций, добычу природных ресурсов. Проект дорогостоящий, требуется огромных вложений, поэтому привлекается большое количество специалистов, подбираются подрядчики. Компания-пользователь при завершении проекта получает право использование объекта для получения прибыли на определенный период времени.

Коммерческая концессия получила широкое распространение в зарубежных странах, у нас находится на стадии совершенствования. Юридически сложные партнерские отношения предусматривают передачу интеллектуальной собственности, определенного права другим предпринимателям. Предметом договора чаще всего выступает хорошо известный бренд, торговая марка, технология производства.

Что такое коммерческая концессия простыми словами

Если уж очень просто – передача своих прав другому лицу с целью получения прибыли. Организация, достигшая успехов в коммерческой деятельности, хорошо известная пользователям, позволяет использовать торговую марку, бренд, технологию иным предпринимателям. Деятельность пользователей регламентируется договором коммерческой концессии, контролируется правообладателем. Требования предъявляются относительно качества продукции, места ведения бизнеса, внешнего вида помещения, квалификации сотрудников, др.

Правообладатель получает денежное вознаграждение при продаже собственности, а также при ее использовании каждый месяц. Пользователь получает возможность стремительно начать свой бизнес. При правильно составленных отношениях правообладатель помогает новому партнеру в ведении бизнеса, поскольку от его выручки зависит размер отчисляемого процента.

Чем франчайзинг отличается от коммерческой концессии

Иностранное слово франчайзинг пришло к нам из Америки и Европы. В развитых странах партнерские отношения, при которых известная компания предоставляет право пользоваться интеллектуальной собственностью за определенную плату, распространены повсеместно. Начинающий предприниматель получает возможность успешно начать коммерческую деятельность, правообладатели таким способом расширяют сферу бизнеса, объемы реализации, повышают конкурентоспособность.

В нашей стране франчайзинг находится на стадии зарождения, законодательство, регулирующее отношение партнеров пребывает в процессе совершенствования. Существующий договор коммерческой концессии в данном случае подходит больше всего с юридической точки зрения, выступает полноценной заменой франчайзинга.

Коммерческая концессия или дистрибьюция

Понятие «дистрибьюция» означает осознанный выбор компании, отдельного средств, структуры, методов, способов, необходимых для достижения поставленной цели. Переводится с латинского как распределение. Это организация сбыта товара, продукции, доведение до конечного пользователя. В широком понимании – комплекс связанных между собой функций, обеспечивающих распределение материальных потоков между различными пользователями.

У каждой компании имеется своя политика относительно ведения коммерческой деятельности. Договор концессии позволяет наладить каналы распределения продукции, получать регулярный доход. Партнеры покупают продукцию в больших объемах, реализуют собственными усилиями, доход отчисляют правообладателю. Имея несколько таких партнеров дистрибьюторов, можно обеспечить надежное функционирование компании, высокий доход, значительную долю рынка.

Коммерческая концессия как правовая форма выхода на рынок

Партнерские отношения в сфере франчайзинга привлекательны для правообладателя, пользователя. Первый получает гарантированный доход, расширение бизнеса, второй – успешное начало предпринимательской деятельности. Коммерческая концессия, регулирующая данные отношения, используется на отечественном рынке давно, не является новшеством.

Изменение и прекращение договора коммерческой концессии

Документ подписывается на определенный срок, в случае досрочного расторжения предусматривается штраф в пользу пострадавшей стороны. Законодательством определяется несколько пунктов – признание правообладателя банкротом, утрата права собственности. О досрочном прекращении договора партнера нужно проинформировать за 6 месяцев.

После истечения срока, указанного в договоре концессии, стороны могут перезаключить соглашение. Франчайзи может требовать получение льгот при продлении сотрудничества. Франчайзер вправе отказаться предоставлять франщизу повторно.

Договор концессии подлежит обязательной регистрации в соответствующих государственных органах, внесение изменений, корректив также должны оформляться юридически правильно. Если меняются условия договора, франчайзи вправе потребовать его досрочного прекращения, возмещения убытков.

Судебная практика

Оградить от разбирательств может правильно составленный договор концессии. Юристы рекомендуют формировать документ в несколько этапов – сформировать основные понятия самостоятельно, отдать юристам для грамотного составления, забрать договор, отдать другим юристам. Только после того, как будут учтены все нюансы, документ дают на рассмотрение франчайзи. В судебной практике часто встречаются ситуации, когда договор признается недействительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector