Меню Рубрики

Договор коммерческой концессии – отличие и сходства с лицензионным договором, франчайзинга

Договор коммерческой концессии идентифицируется с договором франшизы. В нашей стране франчайзинг только начинает набирать обороты, поэтому законодательная база находится на стадии усовершенствования. Скрепить отношения между франчайзи и франчайзером можно с помощью договора коммерческой концессии. На самом же деле документ имеет несколько иное значение, предусматривает более широкие возможности сторон.

Что такое договор коммерческой концессии простыми словами

Документ, оформленный в письменном виде, закрепленный подписями сторон, подтверждает значимую, юридически сложную сделку относительно интеллектуальной собственности. Правообладатель предоставляет пользователю за определенную плату право на использование в коммерческих целях комплекса, являющегося его собственностью. Предметом договора может быть интеллектуальная собственность, деловая репутация, коммерческий опыт. Соглашение часто заключается по поводу использования промышленных образцов, торговой марки, бренда, изобретений, коммерческих тайн, технологий. Договор коммерческой концессии может иметь территориальные ограничения, что предусматривает ведение бизнеса в определенном регионе.

Сторонами выступают физические, юридические лица, занимающиеся официально предпринимательской деятельностью. Каждый участник соглашения имеет свои права и обязанности. Правообладатель обязуется передать пользователю необходимую информацию, техническую, коммерческую документацию, оговоренную в договоре коммерческой концессии. Должен обеспечить государственную регистрацию документа, оказывать содействие в обучении персонала, консультировать относительно правильного использования предмета договора, а также контролировать качество товаров, услуг партнера.

Пользователь обязан:

  • использовать предмет договора надлежащим образом;
  • обеспечить высокое качество производимой продукции, чтобы не пострадала репутация правообладателя;
  • соблюдать инструкцию, указания, требования правообладателя, которые указываются в договоре;
  • не разглашать секреты, коммерческую тайну.

Пользователь, который безукоризненно выполнял требования договора коммерческой концессии, имеет право на продление партнерских отношений, перезаключение документа. Правообладатель может отказаться от дальнейшего сотрудничества либо выдвинуть новые условия.

Регистрация договора коммерческой концессии

Документ заключается в письменной форме в двух и более экземплярах. Устное соглашение не имеет юридической силы. Договор должен быть зарегистрирован в соответствующих государственных органах. Если правообладатель зарегистрирован в иной стране, документ может регистрироваться в государстве, где получил регистрацию пользователь. Простыми словами, если правообладатель оформлен в России, договор коммерческой концессии он тоже подтверждает в нашей стране. Если правообладатель – иностранное лицо, а пользователь осуществляет деятельность в России, регистрация документа происходит в нашем государстве. Документ приобретает силу только после официального разрешения уполномоченными органами.

Расторжение договора концессии

Стороны имеют право расторгнуть соглашение досрочно. Для этого нужно уведомить партнера за 6 месяцев до прекращения сотрудничества в письменной форме с указанием причины. Допускается досрочное прекращение сотрудничества при объявлении правообладателя банкротом, прекращении права на предмет договора концессии (торговая марка, бренд, иная интеллектуальная собственность). Расторжение партнерских отношений подлежит государственной регистрации.

Спорные ситуации:

  • В случае, когда предмет договора переходит в собственность иного юридического, физического лица, нет оснований для прекращения договора концессии.
  • В случае смерти правообладателя права собственности переходят его наследникам, которые должны оформить предпринимательство, подтвердить желание продолжать дело.
  • Если меняется внешний вид, иные обозначения предмета договора, пользователь имеет право на дальнейшее использование обновленного бренда, торговой марки. А также может потребовать расторжения договора, возмещения убытков.

При несоблюдении соглашения наступает административная ответственность в виде штрафных санкций, в редких случаях криминальная.

Договор коммерческой концессии и лицензионный договор

Существенных отличий нет, но с юридической точки зрения договор концессии является разновидностью лицензионного договора.

Отличительные характеристики:

  • Лицензия предоставляется на один объект либо несколько смежных, подобных, однотипных. По концепции это может быть целый комплекс прав, позволяющих в коммерческих целях использовать бренд, товарный знак, технологии, др.
  • Обязательным признаком договора коммерческой концессии является предоставление права на использование зарегистрированного бренда, товарного знака. Поскольку данное соглашение предусматривает также пользование деловой репутации партнера, имиджа. Регистрация при заключении лицензионного договора не требуется, за исключением использования товарных знаков, бренда.
  • При заключении договора концессии предусматривается широкий перечень обязанностей, прав по обеспечению надлежащего качества выпускаемому товару. Потребитель, приобретая продукцию известного бренда, должен быть уверен в ее качестве. В противном случае страдает репутация правообладателя, он вправе потребовать расторжение договора, возмещения убытков. При заключении лицензионного соглашения жестких требований не выдвигается.
  • При повторном заключении договора концессии пользователь имеет право требовать льготных условий, при лицензионном соглашении таких возможностей нет.

В каждом конкретном случае заключается та форма соглашения, которая наиболее выгодна сторонам. Чтобы избежать негативных моментов, требуется консультация юристов.

Договор коммерческой концессии франчайзинга

Если рассматривать документы с юридической точки зрения, отличия имеются, на практике договор коммерческой концессии используют для подписания договора франчайзинга. То есть, это одно и то же. В нашей стране партнерские отношения относительно использования франшизы в коммерческих целях находятся на начальной стадии своего развития. Законодательство, регулирующее взаимоотношения франчайзи, франчайзера пребывает на этапе совершенствования. Поскольку договор коммерческой концессии в нашей стране наиболее подходит для закрепления отношений по франчайзингу, он используется вместо полноценного документа на применение франшизы.

Судебная практика

Спорные вопросы возникают при подписании, расторжении, пользовании договором коммерческой концессии. Решение об удовлетворении требований сторон принимает суд. Иногда вердикт бывает неожиданным, поскольку лазеек в законодательстве несколько. Примеры случаев, когда договора признавались недействительными:

Ситуация 1

Исковые требования:

Индивидуальный предприниматель (пользователь) обратился в суд к ООО «Центр Видеоконтроля» (правообладателю) с требованиями о признании недействительным (ничтожным) договора коммерческой концессии и применении последствий недействительности ничтожной сделки, взыскании с ответчика денежных средств, обязании истца передать оборудование за счет ответчика, взыскании с ответчика в пользу истца убытков по оплате за доставку оборудования, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решение суда:

Исковые требования удовлетворены.

Позиция суда:

Установив, что между ООО «Центр Видеоконтроля» (правообладателем) и пользователем заключен договор коммерческой концессии (франшизы) на комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, а именно право на фирменное наименование «Race-Track», право на коммерческую информацию и коммерческий опыт, право на технологию организации работы аттракциона «Race-Track», обратив внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе, путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается, суд пришел к выводу о том, что поскольку законом запрещено отчуждение исключительного права на фирменное наименование, договор, заключенный между сторонами, является ничтожным с момента заключения.

Ситуация 2

Исковые требования:

ООО «ОКлинз» (субпользователь) обратилось в суд к ООО «Окей Вижен» (пользователю) с требованиями о признании недействительным договора коммерческой субконцессии как заключенного путем обмана, применении последствий недействительности сделки и взыскании убытков.

Решение суда:

В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:

Руководствуясь положениями статей 1029 и 179 ГК РФ, Суд отклонил доводы ООО «ОКлинз» (субпользователя) о том, что ООО «Окей Вижен» (пользователь) совершило сделку путем обмана, поскольку ООО «Окей Вижен» действовало без намерения ввести субпользователя в заблуждение относительно обстоятельств сделки, так как договор коммерческой концессии, заключенный между ООО «Окей Вижен» и ООО ПП «ЛЮКС-ОПТИКА» (правообладателем), был передан на государственную регистрацию, однако зарегистрирован был после подписания оспариваемого договора субконцессии, кроме того, субпользователь, действуя с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора, мог и должен был потребовать от пользователя предоставления документов, подтверждающих его право заключать договор субконцессии, а именно, зарегистрированный в установленном порядке или самостоятельно проверить необходимую информацию, используя открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания, и пришел к в выводу о том, что пользователь намеренно не обманывал субпользователя, а, следовательно, основания для признания договора субконцессии недействительным по заявленному основанию отсутствуют.

Заполненный образец договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector