Меню Рубрики

Что такое франшиза простыми словами – основные понятия, механизм работы

Что такое франшиза простыми словами — все зависит от сферы ее применения. В большинстве случаев, понятие касается бизнеса в сфере производства, услуг, но также присутствует в страховании, кино. Франчайзинг начал развитие в США, стремительно набирает популярность по всему миру. В России под франшизой понимают приобретение временного права на пользование известного бренда, торговой марки, технологии.

Франшиза для чайников – основные понятия

Франшиза (franchise) – слово французского происхождения, которое в переводе означает «льгота». Это объект договора франчайзинга, что заключается между отдельным человеком либо группой людей (франчайзи) и торговой организацией (франчайзор, франчайзер). Предметом договора является право на использование бренда, торговой марки раскрученной компании в коммерческих целях отдельным человеком либо группой людей. Простыми словами, франшиза – возможность использования известного бренда, торговой марки для ведения собственного бизнеса, на правах аренды.

Франшиза

Франшизой могут выступать:

  • методы ведения бизнеса;
  • технология производства товара с льготами, взаимными обязательствами;
  • товарный знак.

Договор заключается согласно действующему законодательству с учетом Закона об охране интеллектуальной собственности, предусматривает определенную плату за аренду франшизы. Одной стороной договора является франчайзи или покупатель, арендатор, другой – франчайзер или арендодатель. Покупателем может быть отдельный человек либо группа людей, франчайзером выступает компания с раскрученным, известным брендом, торговой маркой.

Паушальный взнос – стоимость франшизы, которую должен уплатить франчайзи, тем самым, подтверждая свои реальные намерения вести бизнес. Сумма выплачивается один раз, как предварительный взнос, указывается в договоре.

Роялти – ежемесячный платеж за использование франшизы. Определяется арендодателем, размер оплат прописывается в договоре. В большинстве случаев предусматривает определенный процент от выручки. При этом не учитываются расходы франчайзи, особенности ведения его бизнеса. Согласно заключенному соглашению, указанный в документе процент от выручки должен перечисляться франчайзеру каждый месяц.

Что такое франшиза и как она работает

Процесс франчайзингового рынка начал формироваться в США, но название «франшиза» американцы позаимствовали у французов. В Россию эти понятия пришли совсем недавно. Изначально появилась франчайза. Означала род деятельности, при котором компании или отдельному лицу разрешалось использовать бренд, торговую марку крупной компании на определенных условиях. Стоимость за использование франшизы обозначается franchise fee и на русском языке звучит как лицензионная плата. На немецком языке звучит как die Pauschale — паушальный взнос.

В России на законодательном уровне не определен такой вид деятельности как франчайзинг, нет ни слова о паушальном взносе, но подобные отношения между двумя сторонами складываются, закрепляются договором коммерческой концессии. В настоящее время понятие франчайзинга в России перестает быть новшеством, данная сфера взаимоотношений активно развивается, появляются новые формы бизнеса. Согласно договору коммерческой концессии заинтересованная в сотрудничестве компания либо отдельное лицо выплачивает крупной организации фиксированную в документе плату, как первоначальный взнос. Взамен выдается лицензия на использование известного бренда, торговой марки. В дальнейшем происходит выплата определенных процентов от выручки.

Что лучше франшиза или бизнес с нуля

Перед тем, как начать собственный бизнес, необходимо просчитать все «за» и «против», сделать бизнес-план, привлечь покупателей, продвинуть товар. Не всегда собственные расчеты и стратегия поведения на рынке оказываются удачными, бизнес не идет. Купить раскрученный бренд намного проще, но там тоже имеются свои преимущества, недостатки. По франшизе нужно уплатить первоначальный взнос, отчислять процент прибыли каждый месяц, нести расходы на обеспечение, поддержание бизнеса – аренда помещения, оборудование, заработная плата работников, др.

Преимущества франшизы:

  • Узнаваемость торговой марки на региональном уровне, за рубежом.
  • Быстрая раскрутка собственного бизнеса, благодаря известности бренда среди покупателей.
  • Не требуются усилия на обучение, расчеты, составление бизнес-плана, схема уже работает, все уже давно продумано. Нередко франчайзер дает рекомендации по успешному ведению бизнеса, консультирует по некоторым вопросам.
  • Минимальные затраты на рекламу. Продвижением торговой марки занимается основная компания.
  • В некоторых случаях оборудование предоставляется франчайзером, входит в стоимость первоначального взноса.
  • В договоре сразу оговаривается территориальное ограничение по ведению бизнеса, то есть, автоматически снимается вопрос конкуренции.

Прелесть бизнеса с нуля заключается в том, что при удачном проекте с выручки ничего не придется никому выплачивать. Расходы идут исключительно на ведение предпринимательства, компания или отдельный бизнесмен свободен от обязательств перед третьими особами. Недостатки бизнеса с нуля – все нужно продумывать самому, требуется повышать узнаваемость торговой марки, вести борьбу с конкурентами.

Франшиза

Подводные камни франшизы

На бумаге все предельно просто. Для заключения договора франшизы надо иметь желание, деньги на первоначальный взнос и организацию бизнеса. Однако в отношениях между франчайзи и франчайзером имеются «подводные камни», о которых тоже надо знать.

  • Высокая стоимость франшизы на региональном уровне.
  • Жесткие требования, ограничивающие сферу деятельности франчайзи.
  • Имеются требования к помещению, что будет использоваться для ведения бизнеса. Иногда его надо тоже покупать у франчайзера.
  • Договора франчайзинга крупных компаний составляются штатом юристов, документ направлен на максимальную выгоду, а положение дел франчайзи никого не волнует.
  • По условиям договора не разрешается вносить новшества по своему усмотрению для повышения прибыли, привлечения клиентов.
  • Владельцы крупных компаний могут измениться в силу сложившихся обстоятельств, условия франчайзинга могут пересматриваться новым руководством.
  • Условия соглашения нужно выполнять безукоризненно, за нарушения предусматриваются жесткие штрафные санкции.
  • Иногда договора франшизы настолько жесткие, что франчайзи должен покупать оборудование, сырье только у партнеров компании. Нет возможности минимизировать расходы.

Договора франчайзинга подписываются на длительный срок – до 20 лет, короткий – около 5 лет. После окончания срока франчайзер имеет право не перезаключать соглашение, сотрудничество прекращается, а с ним и бизнес по франшизе.

ТОП 30 лучших франшиз

Чтобы удачно начать бизнес, нужно определиться с брендом, изучить условия договора вместе с юристом, собрать нужную денежную сумму. В настоящее время на территории России существует несколько удачных франшиз:

  1. Subway Фаст-фуды $100 000
  2. ИНВИТРО Медицина
  3. MILAVITSA Нижнее белье €20 000
  4. Шоколадница Кофейни $270 000
  5. SELA Одежда $15 000
  6. ЛУКОЙЛ АЗС / Автотовары 5 850 000 руб.
  7. 33 пингвина Мороженое / Йогурт 1 870 000 руб.
  8. KILLFISH DISCOUNT BAR Бары 4 100 000 руб.
  9. InfoLife Услуги для населения – тестирование способностей по отпечаткам пальцев. 20 000 руб.
  10. БЕГЕМОТиК Товары для детей 775 000 руб.
  11. Лабораторная служба Хеликс 700 000 руб.
  12. Слетать.ру 200 000 руб.
  13. IQ007 1 200 000 руб.
  14. Unibrait 1 700 000 руб.
  15. Samura 500 000 руб.
  16. СДЭК 350 000 руб.
  17. GrossHaus 400 000 руб.
  18. Tea Funny 800 000 руб.
  19. Миэль 2 500 000 руб.
  20. Мастерская кухонной мебели «Едим дома!» 1 200 000 руб.
  21. CMD 1 100 000 руб.
  22. Джон Малыш 400 000 руб.
  23. Fast&Shine 200 000 руб.
  24. White & Smile 400 000 руб.
  25. Yotto Group 1 900 000 руб.
  26. Gelateria Plombir 600 000 руб.
  27. Вилгуд 5000 000 руб.
  28. Сёма 1000 000 руб.
  29. SUN Studio 3200000 руб.
  30. Finn Flare 2 600 000 руб.
  31. Это не весь перечень возможных франшиз, но уже по топу лучших можно увидеть, что первоначальный взнос большой. Возможная прибыль при соблюдении условий договора рассчитывается заранее, но форс-мажор может случиться.

Что такое франшиза в бизнесе простыми словами

Если не вглубляться в юридические термины, понятия, описать понятие франшизы можно как соглашение, согласно которому предприниматель или группа лиц берет в аренду уже раскрученный бизнес, получает по давно разработанной схеме прибыль и отчисляет от нее процент ежемесячно арендодателю. Предметом франшизы может быть бренд, торговая марка, технология производства, многое другое.

Франшиза в страховании

Сумма, что не выплачивается компанией при наступлении страхового события. Определяется законом, прописывается в договоре страхования. Устанавливается в фиксированном размере либо в процентных отношениях от страховой суммы. Франшиз существует несколько, чаще всего, используется условная, безусловная. К примеру, если страховая сумма составляет 350 000 руб., а бузусловная франшиза – 3 500 руб., при оценочной стоимости ущерба в 3000 руб. застрахованный клиент ничего не получит, при ущербе в 7000 руб. ему выдадут 3500 руб. (разница 7000-3500=3500).

Франшиза в каско

Сумма, которая не выплачивается при наступлении страхового случая. Размер указывается в договоре, это фиксированная сумма или процент от страховой стоимости автомобиля. Бывает условной, безусловной. Условная франшиза – сумма, которую выплачивают при наступлении страхового случая, если ущерб превысил ее размер. Безусловная франшиза – сумма, что выплачивается за вычетом франшизы. Если размер ущерба 80000 руб., франшиза 10000 руб., владелец автомобиля получит 70000 руб.

Франшиза в торговле

Представляет собой оплату за пользование брендом, торговой маркой. Крупные компании – франчайзеры, к франчайзи предъявляют следующие требования:

  • Торговое помещение. Место расположения, площадь, высота потолков, этажность, количество входов, другое.
  • Оформление магазина. Внешний вид здания, реклама.
  • Условия обслуживания посетителей.
  • Наличие денежных средств на приобретение франшизы.

В каждом договоре указываются свои условия сотрудничества, длительность. Рекомендуется внимательно изучить документ перед подписанием.

Франшиза в кино

Медиафраншиза представляет собой интеллектуальную собственность в оригинальном медийном произведении – книга, фильм, компьютерная игра, телепрограмма. В мире кино франшиза широко распространена. Франчайзи получает идею, антураж, персонажа, вымышленный мир, о котором уже знают зрители. Идею покупает новый кинорежиссер, снимает фильм, на который точно пойдут люди, потому что персонажи, бренд фильма уже знакомы, пользуются спросом.

Самые успешные франшизы в кино:

  • Джеймс Бонд;
  • Гарри Поттер;
  • Индиана Джонс;
  • Сумерки;
  • Звездные воины;
  • Властелин колец;
  • Пираты карибского моря;
  • Бэтмен;
  • Хроники Нарнии;
  • Матрица;
  • Звездный путь;
  • Миссия невыполнима;
  • Мумия;
  • Планета обезьян.

Предметом франшизы может выступать отдельный персонаж. Из мультфильма про Шрека франчайзи взял Кота в сапогах, сделал отдельный мультфильм, на который с удовольствием пошли зрители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector